Трактор СХТЗ-НАТИ

Трактор СХТЗ-НАТИ выпускался с 1937 года по 1952 год на заводах, которые занимались тракторным строительством в СССР. В 1937 году Харьковский и Сталинградский заводы перестали выпускать колесные трактора СХТЗ 15/30. Вместо них запустили в производство гусеничные тяговые трактора СХТЗ-НАТИ, которые выпускались там до 1941 года. Они стали первыми тракторами массового производства, в основу которых легла конструкция отечественной разработки.

Модели тракторов, которые выпускались на заводах, не отличались по конструкции, поэтому их назвали общей маркой СХТЗ-НАТИ. С 1942 по 1952г. тракторы этой модель выпускались на Алтайском тракторном заводе, где их переименовали на АТЗ-НАТИ.
Эти машины изготовлены с пониженной удельной массой и оборудованы эластичной подвеской, а также полузакрытой кабиной для защиты водителя. Подвеска ходовых частей на 4 балансирных каретках с крученными цилиндрическими пружинами.
СХТЗ (АТЗ) — НАТИ — это гусеничный карбюраторный трактор, имеющий рамную конструкцию и клепаную раму, которая состоит с 2 лонжеронов и 4 поперечин. Звена гусеницы изготовлены с высокомарганцовистой стали. Используется данный трактор в работе с 4-х и 5-тикорпусным плугом, а также другими навесными сельхозмашинами и для привода стационарных агрегатов. Эксплуатационная масса 5100кг. Использовался так же, как военный тягач.
Эти тракторы имеют карбюраторный двигатель мощностью 37 кВт (52 л.с.), работают на керосине, и оборудованы зубчатой коробкой с четырьмя передачами, которая позволяет получить скорость от 3,82 до 8,04 км/ч. Мощность на прицепе составляла 25 кВт. Крепится двигатель тремя точками на раме. Охлаждение используется водяное. Топливный бак расположен спереди трактора.
В начале войны вместе с конструкторами ХТЗ и СТЗ создали на основе трактора СХТЗ-НАТИ бронированную машину, которую оборудовали вооружением для компенсации недостатка танков. Общее число выпущенных тракторов составило 191 тысячу.
Трактор СХТЗ-НАТИ в 1938 году на Международном показе в Париже получил самую высокую награду.